К-19
Неразбившаяся бутылка шампанского для сходящего со стапелей корабля постоянно предвещает плохое. К-19, первая советская ядерная субмарина, погубила много судеб еще до выхода в море, а в 1961-м потерпела аварию у берегов США, чуть не ввергнув мир в пучины новой войны. А также сейчас, в то время, когда инцидент прекратил быть тайной и подвижнический рейс продолжился в фильме «К-19: оставляющая вдов», над подводной лодкой и всем, что с ней связано, все равно висит печать проклятия: данный ее рейс также не стал мирным.
В печати уже детально сообщалось об упреждающих протестах храбрецов-подводников, каковые еще до съемок высказали предположение, что американцы снова желают высмеять советских людей. Кинематографисты отправили ветеранам сценарий, но он подлил масла в пламя: участники событий не признавали себя в людях, каковые, им казалось, беспрерывно выпивают, ничего не могут, паникуют и бунтуют.
Фильма тогда еще никто не видел.
Кадр из фильма
На премьере в Мариинском театре ветераны хлопали в ладоши стоя. "Наверное," отдельные подробности их так же, как и прежде не устраивали, но и наблюдать данный смелый эпос без беспокойства было нереально. Команда во главе с актером-продюсером Харрисоном режиссёром и Фордом Кэтрин Бигелоу сделала хорошую работу, где чуть ли не в первый раз в истории американского кино советские люди предстали не символами мирового зла и не жителями тундр, а — людьми.
В нарушение всех норм, в картине нет «отрицательных храбрецов». А также конфликт между начальником подлодки Востриковым (в жизни — Затеевым) и его первым ассистентом Полениным (Ениным) — тот самый, что возмутил моряков как «надуманный» — не стал противостоянием злодея и героя. Это конфликт двух личностей, по-различному осознающих собственный долг.
Востриков персонифицировал в себе идеологические догмы, под знаменем которых жили поколения: он солдат партии, делает собственный долг и во имя долга готов умереть совместно со своим экипажем. Авторы фильма исповедуют другую веру, но к таковой позиции относятся с уважением и пониманием: героизм неизменно героизм, даже если он движим фальшивой идеей.
Кадр из фильма
За роль Вострикова взялся Харрисон Форд, что идея об «очернении» отметает в корне: данный актер в глазах мира — храбрец безукоризненный, культовый, за ним тянется романтический шлейф Индианы Джонса, он вызывает симпатии зала априорно и злодея неимеетвозможности играться по определению. Вообразите отечественного Тихонова времен Штирлица в карикатурной роли — не окажется: зритель заблаговременно настроится на несокрушимость принципов и мудрость взгляда.
На данный эффект рассчитывали и авторы «К-19», уже в кастинге обусловив реакции публики. Если судить по прессе, расчет точен: зрители мира наблюдают картину с таковой симпатией к храбрецам, какая изумляет их самих («Сейчас мы знаем, что русские также обожают собственных детей» — констатирует «Вилледж войс»). Согласимся, что восстановление людских имиджей «империи зла» — важный шаг на встречу к согласию.
Тип «коммуниста с людской лицом» воплощает Лиам Нисон в роли Поленина. Его храбрец неимеетвозможности согласиться с упрощенным пониманием долга, в то время, когда интересы страны не совпадают с заинтересованностями ее граждан: люди преобразовываются в колесики-винтики всепожирающей военной машины. И снова же согласимся, что именно тут проходит линия спора между «прогрессистами» и «догматиками» в русском действительности.
Наряду с этим обе позиции патриотичны, не смотря на то, что само это понятие, базисное для любой страны, трактуется по-различному. Патриотизм авторы чтят и не опасаются тут быть пафосными, но настаивают на приоритете гуманистических сокровищ: начальник, столкнувшись уже не с учебной, а с настоящей самоотверженностью моряков, проходит тяжёлый путь переоценки сокровищ. Данный процесс и образовывает основной сюжет картины, которая, не обращая внимания на все приметы развлекательного жанра «экшн», являет собой психотерапевтическую драму.
Кадр из фильма
Киногерои, прекрасно обученные замполитами, считают американцев неприятелями. Авторов это не смущает: и американцы вычисляли неприятелями русских — такова действительность времени. С позиций же нового времени единственный неприятель, что наличествует в фильме, — это монстр холодной войны, исказивший сознание целой планеты.
В мире показ фильма стал событием: людям напомнили о подвиге, благодаря которому ядерный конфликт между сверхдержавами был предотвращен, причем в этом случае не мифическим Джеймсом Бондом, а настоящими русскими мальчишками, тоскующими по невестам, любящими погонять мяч и грезящими о дембеле. Актеры на эти роли выбраны с пониманием типологии и с очевидной симпатией к храбрецам — они рождают в зале ответную симпатию, зритель их полюбил, что есть непременным условием сопереживания. Из зала выходишь потрясенным: нам дали заметить и ощутить, чего стоил подвиг.
Кадр из фильма
Эпизоды, где моряки идут в ядерное пекло, практически непереносимы по напряженности — но это не прославленный голливудский саспенс, а высокая степень зрительского соучастия, сопереживания за судьбы храбрецов. Для того чтобы рода сцены не окажутся на одном профессионализме: тут неподдельно авторское беспокойство, оно и заставляет принимать это кино практически как живую действительность. Форд сыграл тут одну из собственных лучших ролей, передав трагизм не только ситуации, но и фанатических убеждений.
Фильм масштабен, сцены возведения подводного «Титаника» напоминают о мрачной мощи того, что в мире кликали советской угрозой. Поражают воображение кадры, в то время, когда субмарина, подобно реактивному лайнеру, ввинчивается в тело океана, взламывает льды и вспарывает небеса ракетой — это доложу вам, зрелище! Саундтрек уникально передает состояние клаустрофобии и нарастающей тревоги.
Жаль, что недоверчивость ветеранов заставила поменять их имена в фильме: благодаря такому кино храбрецы входят в сознание миллионов. Я не уверен, что кто-нибудь сейчас так ярко не забывал бы о Кошевом без фильма «Молодая гвардия» и о Маресьеве без «Повести о настоящем человеке». Однако «К-19» по идее должны были снять отечественные кинематографисты, но они, увы, заняты подвигами «ментов» и отечественной истории опасаются как огня: некоммерческая тема.
Американцы преподали урок: патриотизм был коммерчески действенным. За что им отдельное благодарю.
Кадр из фильма
Посмотрим, что осталось от априорных укоров фильму. «Большое количество выпивают» — это неправда: в том месте имеется лишь один пьяный персонаж, которого и списывают с рейса. И еще облученным морякам дают красное вино, которое, как мы знаем, выводит стронций из организма. «Надуман конфликт» — но игровое кино и не претендует на буквальное повторение событий, и дабы появилось драматургическое напряжение, в том месте должна быть полярность позиций и характеров.
Имеется в фильме, само собой разумеется, антитеза лозунгу «Советское — значит хорошее»: и лекарства загрузили не те (от радиации приходится лечить аспирином), и защитных костюмов не выяснилось, и сам реактор, как продемонстрировали события, был с браком. Как гражданин страны Чернобыля, где все летают на самолетах, собранных из списанных подробностей, я не рискну утверждать, что американцы клевещут и в этом пункте.
Как и в том месте, где они с печалью констатируют, что отчизна собственных «тайных храбрецов» обошла и вниманием и признанием. Правде лучше наблюдать в глаза, даже в том случае, если весьма стыдно.
Результат просмотра для голливудского кино необыкновенен: зритель выходит с убеждением, что в СССР, как и в любой точке почвы, человеческое все равно одерживало верх, не обращая внимания на политические шоры. Историю делают не политики, а простые люди — этот ракурс предпочли авторы «К-19», напомнив миру о самоубийственности любой войны, среди них и холодной.