Рецензия к фильму «побочный эффект». ложный диагноз
Увы, наверное, что беседы Стивена Содерберга об уходе из громадного кино,каковые он завел еще в 2009 году, перешли в воздействие: на кинофестивале в Берлинеон заявил Побочный эффект своим последним проектом для широкого экрана,опечалив этим множество поклонников. Будем сохранять надежду, что он все-таки изъявиткогда-нибудь желание возвратиться к режиссерскому креслу – без его аккуратных,практически геометрических верных постановок кинематограф определенно обеднеет – апока что нам остается только наслаждаться его фармакологическим триллером, которыйможно смело назвать лентой, хорошей завершения карьеры.
Скотта Бернса,сценариста вот уже третьего фильма Содерберга, по всей видимости, здорово увлекла темавакцин, препаратов и лекарств, которую он обыграл в Заражении. Сложно сообщить,знаком ли он с афоризмом про здоровых людей, которых не бывает и всех остальных,каковые недообследованны, но мысли на эту тему в его голове определенно витали,в то время, когда он писал и редактировал страницу за страницей. На эту – и обратную ей, ибомногие ли жрецы медицины строго контролируют симптомы, на каковые жалуются ихпациенты?
С головой окунувшись в их этики и мир докторов, он на примереобличенных властью психотерапевтов, повелевающих антидепрессантами, препарируетчеловеческие душонки, смакуя каждый страх и каждое устремление.
Разумеется, не обошел стороной его эксперимент и внимание Розенхана,подробности которого кто угодно может отыскать в сети. Но, кроме того незная о нем, еще с середины фильма начинаешь подозревать неладное и догадываться,что в конце все будет беспардонно – но несомненно изящно – перевернуто с ног наголову. Неприятность для зрителя только в том, что цельную картину финала, кроме того привсех подсказках и данных, составить проблематично, пока он сам ненаступит.
Да чего в том месте – этого просто не успеваешь сделать, главный герой кудадогадливее. Но, не обращая внимания на все это, Побочный эффект – из той редкой когортыфильмов, каковые не заставляют думать, нет. Над ним приятно думать, испытываяэйфорию, возможно, отдаленно напоминающую эффекты от выписываемых недобрымврачом пилюль, напрягая извилины, пробуя вникнуть в ускользающую сущность.Поймать эту громадную хищную рыбину, легким перемещением вырывающуюся из рукобратно в реку.
Но в случае если Бернс – не добрый фильмодел, Содерберг – напротив,хороший, и всячески оказывает помощь зрителю разгадывать загадки. Однако стильу него такой своеобразный, что не каждый способен его нормально принимать.Совсем ровное повествование преобразовывается в сухой комплект обстановок. Камера, вего же чутких руках, холодно и бесстрастно просчитывает любой кадр, думается, сматематической точки зрения.
Внимание к подробностям, внимание к лицам, внимание кантуражу, думается, идеальное владение моментами и объективом, каковые онзапечатлевает. Для кого-то тут все выверено, для кого-то – выхолощено, нострогость и мастерство постановки, стремящиеся к абсолюту, не увидь нереально.
Что страно – при всех проездах и ракурсах, эмоциях и поведениигероев, при необычной динамике, которую возможно охарактеризовать словом бытовая,само воздействие, думается, эмоционально погибло от рук режиссера еще на стадииподготовки, так что он только дергает за веревочки, чтобы труп имитировалжизнедеятельность. Да и холодные тона, пропитывающие картину, такомувпечатлению лишь содействуют.
Приемы, каковые режиссер оттачивал в предыдущихсвоих картинах, покупают в Побочном эффекте свирепую контрастность, четкостьлиний, в случае если желаете. Способный творец стал гениальным ремесленником, что –о, чудо! – овладел мастерством вкладывать в качественные поделки имитацию души,превращая их в совсем необыкновенные творения, возвращая их к состоянию полужизни.Содерберг-некромант вести войну разумом против чутья, и фронт, нужно сообщить, с каждымднем прогибается в сторону от него.
Актерам он, думается, даровалкарт-бланш, так что те всецело растворяются в собственных персонажах. Руни Мараизбавилась от пирсинга и тату, но не лишилась маргинальных замашек, благодарячему талантливо играется стахановскими темпами съезжающую со всех катушек даму.Страно хрупкая – и это по окончании Лисбет Саландер – ее героиня, думается, вот-вотрассыплется на тысячу хрустальных осколков от натиска событий и побочныхэффектов антидепрессантов. Играться сумасшедшего, думается, сложнее всего, но онасправляется с поставленной перед ней задачей блестяще.
Никак не хужепостаревший – это, увы, уже заметно – Джуд Лоу, чья роль, второстепеннаяпоначалу, скоро выбивается на первый замысел. По большому счету, Содерберг обожает двигатьвверенных ему сценаристами персонажей по, назовем это, сюжетно-иерархическолестнице. Да и по большому счету, повезет актерам, в случае если хоть кто-либо из них сможет выйтина первый замысел – вспоминается то же Заражение, в котором главные героиотсутствовали как класс, либо Нокаут, в котором около одинокой Караны бушеваломужское торнадо.
Режиссер жонглирует ими как ему вздумается, наряду с этим не меняятемпа повествования. Один ритм на тысячу перипетий.
Врач ДжонатанБэнкс, обличье которого примерил на себя Лоу, разрешило ему разгуляться вэмоциональном замысле. Вначале – добропорядочный семьянин, хороший врач, любящийжених и отчим, что, днями вкалывая, за счет сверхурочных оплачиваетребенку респектабельную личную школу, взваливает на себя все новую и новую работу,притом сохраняя здравый рассудок. С некоей натяжкой, примерный, можносказать, гражданин, пускай и чужестранец.
А позже все изменяется, и начинаетсянервоз, стресс, неприятность за проблемой, пока в финале не наступает успех – исамая скрытная сущность, гордая и мстительная, наконец вырывается из самыхдальних глубин. Целый путь – всего за полтора часа, но как актер его раскрыл!
На фоне данной парочки выделяется еще разве что Кэтрин Зета-Джонс, ставшаяеще одним психотерапевтом и, подобно Лоу, по ходу действия расширяющая собственную рольв повествовании, с той только отличием, что литосфера характера не двигается сместа. Кроме того цели и мотивы, в случае если копнуть чуть глубже, у них всецело совпадают всвоей примитивной, но рациональной базе.
Плюс эффектная наружность, благодарякоторой ей и в сорок три года удается сохранять собственную сексуальность, разбавленнуюв данный раз строгостью деловых костюмов и холодной страстью. Выступление, неменее эффектное, чем наружность.
Что ж, Содерберг нас покидает. Сохраняем надежду,само собой разумеется, что ненадолго, но кто знает, как в том месте все дальше повернется? В любомслучае, наследие за собой он покинул большое, имеется что производить перерасмотрение судовольствием снова и снова, упиваясь его отполированным стилем.
Побочныйэффект – нельзя назвать его квинтэссенцией, но возможно обозвать кульминационным моментом,особенно в случае если прогуляться перед сеансом по прошлым и ранним его работам.Художественная подача бытового материала, реализм содержания, разбавленныйкрасочной подачей – и все это как будто бы измерено линейкой с циркулем. Уходя,оставшись верным себе, Содерберг остался верен и нам. И уже за это его стоитпоблагодарить не меньше, чем за все его прошлые работы.
Так что мыговорим Благодарю. Доброго пути, маэстро.
Создатель: Роман Волохов